Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Охрана здоровья представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, в том числе и предоставление медицинских услуг. Понятие медицинских услуг включает медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию.
Очевидно, что для обеспечения реализации человеком задекларированного Конституцией права на охрану здоровья и медицинскую помощь необходимо существование реальных и действенных правовых механизмов, которые бы не только детально регламентировали способы и порядок реализации человеком соответствующего права, но и предусматривали возможность применения мер государственного принуждения и, в необходимых случаях, ответственности за допускаемые в этой сфере нарушения.
В качестве одного из таких механизмов можно, безусловно, рассматривать институт административной ответственности. В соответствии со статьей 1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), задачами законодательства об административных правонарушениях является, среди прочего, охрана здоровья граждан от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В соответствии с положениями статьи 2.1. КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Рассматривая вопрос о составах административных правонарушений, которые могут иметь место при оказании медицинских услуг, можно условно сгруппировать их по двум основным направлениям:
1. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, которые выделены законодателем в отдельную группу, размещены в главе 6 КоАП и объединены под заголовком «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность».
2. Административные правонарушения, потенциально применимые в сфере оказания медицинских услуг.
К первой группе составов административных правонарушений следует отнести:
Ваше имя | |
Ваш телефон | |